«Единоборства»

«Единоборства»

Лучшие единоборства для каждого желающего

 

В прошлом остались времена, когда восточные единоборства казались нам чем-то сверхъестественным, экзотическим и непостижимым, а фильмы с участием актёров-спортсменов, таких как Чак Норрис, Дольф Лундгрен, Джеки Чан, были главными источниками получения информации по данному вопросу. Всего несколько десятилетий назад возможности смотреть достоверные видеоматериалы, читать написанные мастерами единоборств книги, а также тренироваться под руководством опытных инструкторов у наших соотечественников просто не было.

 

В наши дни ситуация кардинальным образом изменилась, сегодня каждый человек может практиковать единоборства в Москве и других городах в оборудованных по всем правилам залах (додзё) под руководством опытных мастеров. Многочисленные секции единоборств открыты для всех, кто хочет тренироваться. Нужно лишь выбрать направление, максимально соответствующее личным целям и задачам, предварительно ознакомившись с особенностями существующих школ и систем.

 

Какие бывают единоборства?

 

Все существующие в мире единоборства в зависимости от принципа использования энергии для ведения боя подразделяются на мягкие и жёсткие. В стилях, относящихся к категории мягких, победа над противником достигается за счёт использования его же (противника) энергии. Спортсмены, практикующие мягкие стили единоборств, учатся быстро и безошибочно распознавать ситуации, контролировать их, выбирать максимально эффективные и простые способы самозащиты. К мягким видам единоборств относятся айкидо, тайкикен, багуачжан, тайцзицюань

 

Жёсткие стили, напротив, предполагают использование собственной силы. Единоборства данного вида преимущественно ориентированы на боевые, прикладные аспекты поединка. В них, как правило, мало внимания уделяется духовной составляющей занятий. Исключением является кёкусинкай-карате, в котором одновременно с оттачиванием искусства ведения боя происходит духовный рост ученика.

 

Восточные единоборства подразделяются также на:

 

• контактные – предполагают соприкосновение с противником, которое может быть лёгким, средним и полным;

• бесконтактные – не допускают прикосновения к сопернику, все атаки останавливаются на некотором расстоянии от партнёра.

 

Бесконтактные единоборства в основном направлены на поддержание хорошей физической формы, улучшение состояния здоровья, на наработку быстрой реакции и гибкости. Большое внимание в таких стилях также уделяется внутренней концентрации. Что же касается реальной практики ведения боя, это направление культивируют именно контактные стили. Лучшие единоборства, относящиеся к данной категории, обучают эффективным методам самозащиты, применимым не только на показательных выступлениях и соревнованиях, но и в критических жизненных ситуациях. К числу жёстких, контактных единоборств относится и карате-кёкусинкай.

 

Жизненный путь основателя карате-кёкусинкай Масутацу Оямы

 

Чтобы понять, как создавалось карате-кёкусинкай, какие факторы повлияли на его развитие, что послужило основой для его формирования, следует познакомиться с историей возникновения системы и распространения её по всему миру. История этого единоборства напрямую связана с жизнью и деятельностью его создателя, основателя системы кёкусинкай Масутацу Оямы.

 

Масутацу Ояма: начало пути

 

Человек, подаривший миру кёкусинкай-карате, родился в 1923 году в Корее, бывшей тогда японской колонией. Его настоящее имя – Чхве Ён Ый, псевдоним, под которым он известен всему миру – Масутацу Ояма – в переводе с японского языка означает «большая гора». Практиковать восточные боевые искусства будущий мастер карате начал в возрасте 9 лет. Первой освоенной им техникой оказался китайский стиль кэмпо («18 рук»).

 

В 15-летнем возрасте Ояма отправляется учиться на военного лётчика в Японию. Ожидавшие его там тяжёлые условия жизни не помешали целеустремлённому и сильному юноше совершенствоваться в единоборствах, посещая школы бокса и дзюдо. В этот период Ояма знакомится со студентами, занимающимися по системе Окинава-карате, и также начинает обучаться этому стилю. Его мастерство постоянно растёт – к двадцати годам он получает четвёртый дан. Затем Ояма посвящает себя изучению дзюдо, в котором менее чем за четыре года также достигает четвёртого дана.

 

Период становления мастера

 

В возрасте 23 лет по совету своего земляка – корейца мастера Со, известного физической и духовной силой и бывшего на тот момент одним из лучших мастеров годзю-рю (окинавский стиль карате), Ояма решает уединиться от общества и отправиться на гору Минобу. Здесь он приступает к серьёзным тренировкам тела и духа и принимает решение стать лучшим каратистом Японии. Однако, не имея средств к существованию, через 14 месяцев аскезы он был вынужден прервать уединение и вернуться к социальной жизни.

 

Позднее, после победы в 1947 году на Всеяпонском турнире по карате, Масутацу Ояма решает возобновить практику отшельничества. На этот раз местом его тренировок становится гора Киезуми. Целеустремлённый молодой человек, стремящийся добиться вершин мастерства, посвящает работе над собой по 12 часов в сутки. Раннее пробуждение (в 4 часа утра), бег в течение двух часов, многократное повторение сложных упражнений помогли ему закалить тело и воспитать дух.

 

Фантастические по степени физической нагрузки тренировки он совмещал с изучением теории боевых искусств, философии, практики дзен. Эта аскеза длилась 18 месяцев, по истечении которых мастер осознал, что может полностью себя контролировать.

 

Путь к славе и всемирному признанию

 

Вернувшись к людям, Масутацу Ояма прошёл невероятное по сложности испытание – 300 боёв, которые проводились в течение трёх дней (по 100 поединков ежедневно). Противниками в поединках были его лучшие ученики, многие из которых, пройдя первый круг, не могли сражаться дальше – такими сокрушительными оказались удары мастера. Сам Ояма чувствовал себя способным выдержать ещё 100 поединков, но партнёры, получившие травмы в предыдущих схватках, не могли продолжать бой. Это испытание и сегодня считается одним из самых трудных в системе кёкусинкай. Пройти его удаётся лишь тем, кто обладает мужеством, решительностью и волей к победе.

 

Создав новую методику обучения карате и желая внедрить её в практику, Ояма решает развернуть грандиозную рекламную кампанию. Он поселяется возле бойни, где на предназначенных для убоя животных отрабатывает новый удар «рука-меч»: голыми руками он рубит рога быков под корень. В 1950 году он начинает демонстрировать свою сверхчеловеческую силу и мастерство, борясь с быками.

 

В 1952 году Ояма отправляется в США, там он показывает зрителям фантастические номера, легко раскалывая огромные булыжники, отбивая горлышки бутылок, пробивая руками толстые доски и несколько слоёв черепицы. Демонстрируя своё искусство перед живой аудиторией и по национальному телевидению, он завоёвывает признание и любовь миллионов американцев.

 

В течение нескольких лет он проводит 270 поединков с мастерами различных школ боевых искусств. Большинство соперников Ояма побеждает одним ударом. Как правило, поединок выглядел так: мастер сближался с противником и наносил ему удар, в результате которого боец получал перелом. За это Масутацу Ояме дали прозвище Рука Господа. В некоторых случаях он проводил не менее эффективные сложные приёмы с использованием ног, демонстрируя безупречную технику карате.

 

Кёкусинкай-карате: внедрение в жизнь новой методики

 

В 1953 году мастер Ояма открыл в Токио свою первую школу единоборств, в которой проводилось обучение полноконтактному стилю борьбы. Масутацу Ояма не ограничивался техникой карате и объединил в одну систему приёмы из различных боевых искусств, вводя лишь небольшие ограничения, касающиеся ударов в голову. В 1964 году был открыт Мировой центр боевых искусств Масутацу Оямы (IKO), получивший официальное название Кёкусин. За несколько десятилетий существования стиля к нему примкнули миллионы человек, IKO стала одной из самых больших организаций восточных единоборств в мире.

 

В 1960-е годы Ояма много путешествует по миру, обучая карате и открывая отделения кёкусинкай в разных странах, в том числе в Америке, Европе, на Среднем и Ближнем Востоке. Сильная воля, целеустремлённость и умение доносить до людей главное помогли Ояме преодолеть железный занавес и дать возможность советским гражданам заниматься созданным им единоборством. В 1979 году он проводит показательные выступления в посольстве СССР. Спустя десять лет, после проверки, проведённой Академией наук, Ояма получает официальное разрешение на открытие отделения IKO в Советском Союзе.

 

Последние годы жизни и смерть великого каратиста

 

После травмы колена Ояма отказывается от активных поединков и полностью посвящает себя продвижению техники кёкусинкай, а также практическим занятиям со своими учениками. Проводя спарринги, мастер только оборонялся, легко отражая атаки самых продвинутых своих последователей. Суть его методики заключалась в создании условий, максимально приближенных к реальному бою.

 

В спаррингах были допустимы самые жёсткие приемы, тычки, шлепки, удары по болевым точкам. Ояма регулярно практиковал кумите (бой с несколькими противниками). В учебных поединках против него выступали чёрные пояса, ни одному из которых не удавалось одержать верх над учителем. Сам мастер прекрасно контролировал свои действия и никогда не наносил серьёзных травм ученикам.

 

Все последующие годы мастер посвятил главному делу своей жизни – созданному им единоборству кёкусинкай-карате. Масутацу Ояма становился организатором, а также участником различных чемпионатов и мероприятий, делая всё возможное, чтобы о его системе узнало как можно больше людей.

 

Вплоть до последних дней своей жизни мастер оставался в зале, практикуя кёкусинкай и обучая этому искусству своих последователей. В возрасте 70 лет (в 1994 году) Масутацу Ояма ушёл из жизни.

 

После смерти основателя нового единоборства в его честь были воздвигнуты два мемориала:

 

• первый – на горе Мицумине, бывшей местом проведения сезонных занятий;

• второй – на горе Киезуми, где, будучи молодым человеком, мастер провел 18 месяцев, тренируясь и постигая дзен.

 

Масутацу Ояма похоронен в токийском храме Гококудзи, куда почтить память великого человека, учителя, создателя самого сильного карате в мире приходят не только последователи его системы, но и простые японцы, не имеющие отношения к карате-кёкусинкай.

 

Особенности и преимущества системы кёкусинкай

 

Сегодня кёкусинкай-карате является самым популярным в мире видом единоборств. Этот стиль практикуют более чем в 140 странах по всему миру, а число последователей превышает 15 миллионов человек. Среди людей, следующих системе кёкусинкай, немало известных во всём мире личностей: Шон Коннери (почётный первый дан), Дольф Лундгрен (третий дан), Нельсон Мандела (почётный восьмой дан).

 

Быстро стать популярной и обойти по числу последователей лучшие единоборства новой системе удалось благодаря харизме, упорству и прекрасной деловой хватке её основателя, а также совершенству самой методики. Карате-кёкусинкай доказало свою эффективность и превосходство над другими видами единоборств на практике. Многочисленные победы над спортсменами, практикующими другие единоборства, служат наглядным тому подтверждением!

 

Кёкусинкай-карате – система, основанная на лучших традициях старых школ

 

Создавая новый вид единоборств, Ояма отказался от узконаправленного подхода к методу ведения боя. Изучив все лучшие единоборства (с оружием, без оружия), он отобрал максимально эффективные, по его мнению, элементы, которые после объединения в комплекс стали основой для новой системы борьбы. Базовая техника кёкусинкай-карате не имеет принципиальных отличий от других школ карате. Единственное, что изменил Ояма, – это способ нанесения удара кулаком: в кёкусинкай движение идет от груди, а не от бедра, как в других стилях. Помимо этого, была усовершенствована техника ног: добавлены новые приёмы, в том числе обманные движения и подсечки.

 

Многочисленные стойки новая школа единоборств позаимствовала у китайских мастеров:

 

• маэбанэ-камаэ – стойка, созданная мастером Ван Чункуню (XVIII век) на основе поведения хищных птиц, охотящихся на грызунов. Руки имитируют движения крыльев, выполняя сбивающие кругообразные движения;

• нэко-камаэ – кошачья стойка, заимствованная у мягкой школы единоборств уданпай;

• кайсю-камаэ – стойка с согнутыми в локтях руками с открытыми ладонями, защищающими лицо, была создана северокорейскими мастерами боевых искусств;

• дзи-хё-камаэ – стойка вполоборота к противнику с вытянутой вперёд рукой (стойка антенны), согласно легенде, была создана северокитайским монахом, неуязвимым ни для мечей, ни для копий;

• дзюдзи-камаэ – стойка со скрещёнными перед грудью руками, заимствована у шаолиньских монахов.

 

Нововведением для японского карате стали перенятые из южнокитайских стилей борьбы низкие стойки: положение тела во время схватки перемещается в полуприсед, на корточки, на колени. Такая тактика отвлекает противника, заставляет его драться в неудобном положении, открывает возможности для проведения подсечек, подкатов, ухода в перевороте. Из корейского боевого искусства тхеквондо Ояма взял высокие удары ногами и прыжки, из таиландского бокса – технику ударов локтями и коленями.

 

Введя в практику множество заимствованных и самостоятельно изобретённых элементов, Ояма значительно сократил количество дыхательных упражнений, применяемых в практике кэмпо.

 

Из нескольких десятков техник он ставил всего две, лучше всего влияющие на развитие диафрагмы:

 

1. Ибуки – состоит из двух фаз спокойного вдоха (инь) и резкого выдоха (ян).

2. Ногаpэ – используется при блоке или отходе, при выполнении обратных круговых ударов ногой.

 

Дыханию в кёкусинкай уделяется особое внимание, так как оно служит единственным способом пробуждения энергии ки, а также помогает достичь спокойствия и невозмутимости духа. Ояма исключил из системы кёкусин ката (комплексы приёмов, предназначенные для поединка с несколькими противниками), не имеющие практического значения. На тренировках этой школы единоборств отрабатываются только ката, пригодные для ведения реального боя.

 

Правильный психологический настрой – путь к победе!

 

Итоги реального и спортивного поединков во многом зависят от способности каратиста сохранять спокойствие и душевное равновесие. Главными врагами спортсмена являются волнение, несобранность, отсутствие гибкости сознания. Человек, испытывающий сомнения и страх, вряд ли достигнет своей цели как в жизни, так и в поединке. Сила духа бойца не менее важна, чем хорошая физическая подготовка, поскольку использовать возможности своего тела сможет только тот, кто умеет контролировать свои психические состояния, – игнорировать страх, волнение, не поддаваться отчаянию.

 

Именно поэтому в лучших единоборствах наряду с тренировкой тела много внимания уделяют выработке ясного спокойного настроя, необходимого спортсмену для правильных интуитивных действий. Умеющий контролировать свои эмоции боец не тратит время и энергию на разработку планов и стратегий ведения поединка, а всего лишь позволяет телу действовать в соответствии со сложившейся ситуацией. Следствием такого подхода являются молниеносная реакция и правильное использование боевых техник.

 

Даже хорошо подготовленный спортсмен устаёт в ходе долгих тренировок или поединков, усталость проявляется в негативных эмоциях – злости, агрессии. Правильная психологическая подготовка помогает контролировать эмоции. Люди, далёкие от мира карате, ошибочно думают, что спортсмены – это жёсткие бездушные роботы, запрограммированные на нанесение ударов. На самом деле спортсмены, практикующие единоборства, добры, приветливы и вежливы. Большинство из них прекрасно сочетают занятия спортом с карьерой, личной и общественной жизнью. Многие успешно занимаются творчеством.

 

Традиции, этикет, нравственная суть кёкусинкай-карате

 

Создавая кёкусинкай-карате, Масутацу Ояма стремился возродить и донести до современников идеалы и традиции восточных боевых искусств. Благодаря подвижничеству, самоотдаче, духовным поискам и вере в высокое предназначение карате ему удалось не только создать новый вид единоборств, но и донести до миллионов людей благородные идеи традиционных боевых искусств.

 

Основой морали и нравственности всех идущих по пути кёкусинкай стала клятва Додзё- Кун. Ояма написал ее вместе с Эйджи Йошикавой – знаменитым японским автором. Клятва состоит из нескольких пунктов, каждый из которых является прямым указанием к действию и не может быть истолкован двояко.

 

Согласно произнесённой клятве, последователи системы кёкусинкай должны тренировать и тело, и дух, всегда быть наготове, преодолевать свой эгоизм, соблюдать правила этикета, быть скромными, стремиться к мудрости и силе. Человек, поставивший перед собой такие простые и прекрасные цели, всегда будет идти по пути добра и света, каким бы серьёзным и жёстким ни было изучаемое им единоборство.

 

Лучшие единоборства, в том числе и кёкусинкай, учат помогать слабым. Это означает не только физическую защиту более слабого человека, но и оказание психологической поддержки людям, потерявшим свой истинный путь и не желающим противостоять трудностям. Дружелюбие, желание помогать ближним – важнейшие качества личности каратиста. Человек, облачившийся в одежду воина, должен внутренне соответствовать своему внешнему облику и нести в себе дух карате!

 

Что такое дух Ос и зачем он нужен каратисту?

 

Для каратиста, занимающегося по системе кёкусинкай, большое значение имеет слово «Ос». Оно произносится вместо приветствия, употребляется в знак согласия, сопровождает выполнение базовых техник. «Ос» (Oshi) переводится как «давление», а по отношению к практике кёкусинкай-карате означает «выдерживать испытание, подвергаться испытанию». Каждый раз, произнося «Ос», ученики напоминают себе о необходимости быть терпеливыми и упорно заниматься. Стремление к совершенству, достижению своего предела, неустанной работе над собой, несмотря на то что разум требует остановиться, – всё это и есть дух Ос!

 

Кёкусинкай-карате постигается годами долгих и трудных занятий, на которых одни и те же приёмы отрабатываются по тысяче раз, до тех пор пока движения не станут инстинктивными. Чтобы не сломаться и не отступить перед трудностями, а преодолеть самого себя, оставаясь терпеливым и настойчивым, каратист должен проявить дух Ос. Только благодаря твёрдому намерению удаётся достичь большей физической, духовной и эмоциональной силы.

 

Философия карате-кёкусинкай 

 

Философская основа карате-кёкусинкай полностью соответствует духовным традициям восточных единоборств. Ояма оставляет на вооружении практики дзен, помогающие человеку достигнуть состояния пустоты и пережить слияние сознания с Вселенной. Большое значение в системе мастера отводится сидячей медитации дзадзен и медитации мокусо, которая проводится в начале и в конце каждой тренировки. Несмотря на важность духовных практик, главными качествами кёкусинкай являются их практицизм и эффективность. Как показывает практика, именно эта школа единоборств готовит самых сильных и выносливых бойцов, способных одержать победу над последователями любой другой системы ведения боя.

 

Ещё в молодости, находясь в горах и неустанно тренируясь, Масутацу Ояма в 11 девизах сформулировал философию пути человека, постигающего боевые искусства. Эти простые истины и сегодня определяют суть его учения. Постижение искусства боя Ояма определяет как «воинский путь», следуя по которому человек должен соблюдать определённые нормы поведения. Соблюдение этикета, абсолютное посвящение себя цели, концентрация внимания на состоянии, самоанализ, познание истины через личный опыт, осторожность в отношении привязки к деньгам, контроль эгоизма – вот основы, придерживаться которых должен настоящий каратист.

 

Принципы кёкусинкай просты и понятны каждому, они основываются на практической стороне и не допускают иллюзии и ложь в жизнь каратиста. Основа карате-кёкусинкай – реальные бои, только они являются доказательством мастерства, а также поводом для доверия и уважения. Этим же принципам следуют и другие лучшие единоборства.

 

Правила поведения в додзё

 

«Додзё» (в переводе с японского – «место постижения пути») для настоящего каратиста – это не просто спортивный зал, а настоящая святыня. Сюда приходят не ради обыкновенных тренировок, а для того, чтобы совершенствоваться духовно и физически. Поэтому к додзё следует относиться с благоговением, проявляя своё уважение правильным поведением, которое основывается на японских традициях и хороших манерах.

 

Для примера приведём несколько правил этикета в додзё:

 

• входя в додзё, ученики должны кланяться и произносить традиционное приветствие Ос;

• опоздавшие ученики после произнесения приветствия должны сесть лицом к стене, закрыть глаза и опустить голову – находиться в таком положении следует до тех пор, пока не поступит приглашение тренера присоединиться к общим занятиям;

• следует проявлять уважение к старшим по возрасту и ученикам, достигшим более высокого уровня;

• не разрешается выходить из зала без разрешения инструктора;

• нельзя смеяться, разговаривать, ругаться и сквернословить во время тренировки;

• при рукопожатии используются обе руки и произносится приветствие Ос;

• указания старших выполняются без пререканий и промедления, при этом ученик должен громко произнести Ос;

• ученики сами выполняют уборку тренировочного зала.

 

Многим последователям кёкусинкай у нас в стране и в странах Запада бывает трудно принять кажущиеся естественными для японцев и других восточных народов правила этикета, так как они несколько противоречат менталитету западного человека. Поэтому многие секции единоборств применяют эти правила частично, не уделяя внимания некоторым из них. Строгое следование традициям оставляют для продвинутых каратистов, достигших определённого уровня мастерства, желающих продолжать тренировки и совершенствоваться на пути постижения кёкусинкай-карате.

 

Москва: прекрасные возможности для занятий карате-кёкусинкай

 

Известное всем утверждение, что Москва является городом больших возможностей, вполне справедливо по отношению к тем, кто хочет заниматься боевыми искусствами. Практиковать единоборства в Москве могут последователи самых разных систем и направлений. Не является исключением и карате-кёкусинкай.

 

В Москве занятия по этой системе проводят несколько десятков секций и школ, расположенных в разных районах города. Поэтому, несмотря на огромные размеры мегаполиса и большую удалённость друг от друга различных объектов, людям, проживающим в разных районах Москвы, удастся найти удобно расположенную относительно их дома или места работы школу единоборств.

 

Как правило, тренировки проводятся в группах, но при желании возможны индивидуальные занятия с тренером. Под руководством опытных мастеров, обладателей высших данов постигать боевое искусство карате-кёкусинкай могут все поклонники стиля – возраст и уровень физической подготовки не имеют значения!